Куда пойти учиться на тренера по дзюдо?

0 0

Лето – это время, когда выпускники средних школ и училищ (колледжей) выбирают свой дальнейший образовательный путь. В данной статье предлагается обзор возможностей для спортсменов – дзюдоистов, которые хотят получить специальность тренера по дзюдо.

Прежде чем сделать свой выбор, необходимо сопоставить свои потребности в будущей работе с возможностями трудоустройства после получения образования различного уровня. Это можно сделать, изучив действующий профессиональный стандарт «Тренер», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 191н. Именно на этот документ, в первую очередь, опираются руководители спортивных учреждений и кадровых служб при приеме на работу тренеров. Требования к образованию тренеров для работы со спортсменами – дзюдоистами на различных этапах представлены в таблице.

Таблица. Требования к образованию и обучению для различных уровней квалификации и должностей (из профессионального стандарта «Тренер» от 28 марта 2019 г. № 191н) *


Код / Уровень квалификации
Обобщенная трудовая функция


Требования к образованию и обучению
B/5. Подготовка занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном и начальной подготовки

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – по методике обучения базовым видам спорта либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя
 

С/6. Подготовка занимающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – по методике обучения по виду спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя
 
D/6. Подготовка занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду спорта (по группе дисциплин)Высшее образование – бакалавриат в области физической культуры и спорта или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения, профессионального совершенствования по виду спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой
 
F/6. Подготовка спортивной команды по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) к выступлениям на спортивных соревнованияхВысшее образование – бакалавриат в области физической культуры и спорта или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения, профессионального совершенствования по виду спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие подтвержденной высшей квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой
 
H/7. Подготовка спортивной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) к официальным и международных спортивных соревнованияхВысшее образование – магистратура в области физической культуры и спорта или Высшее образование – магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике профессионального спортивного совершенствования по виду спорта (группе спортивных дисциплин)
 

* – характеристики 3-х уровней тренерских квалификации (тренер по ОФП, тренер-консультант и старший тренер по резерву) не рассматриваются, они не часто имеются в региональных спортивных учреждениях

Из таблицы видно, что возможность дальнейшей работы тренером по дзюдо на всех этапах подготовки предоставляет получение высшего образования в области физической культуры в два этапа: бакалавриат и магистратура. Этот путь, очевидно, является и более коротким. Как правило, в каждом из 85 субъектов Российской Федерации имеется педагогический вуз с факультетом (или другое подразделение) физического воспитания, или физкультурный вуз, где можно такое образование получить. Однако, методике спортивной тренировки в единоборствах учат далеко не в каждом вузе. Лучше поискать вуз, где на выпускающей кафедре единоборств есть преподаватель или преподаватели по специализации дзюдо. Например, в настоящее время кафедры спортивных единоборств имеются по всех физкультурных вузах, которые подведомственны Министерству спорта России. Список и адреса этих вузов можно найти, пройдя по данной ссылке. По нашим данным, дзюдо преподают в городах: Волгоград, Казань, Краснодар, Москва (ГЦОЛИФК), Омск, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта), Смоленск, Чайковский, Челябинск. Наряду с этим, к вузам Минспорта России обязательно следует добавить два педагогических университета, где преподают дзюдо – это Майкоп и Красноярск.

Специалистами ФДР и сборной команды России проведен выборочный анализ программ подготовки будущих тренеров по дзюдо в некоторых из этих вузов. В данных программах, дзюдо входит в общую систему преподавания спортивной борьбы (греко-римской, вольной и самбо) или спортивных единоборств, поэтому в учебных планах содержится очень много общих для всех видов борьбы тем, в особенности, в аудиторной части курса. Ряд тем посвящены адаптации знаний студентов, которые они получили в процессе изучения теоретических дисциплин: физиология, психология, педагогика. Мы ни в коем случае не оспариваем важность и необходимость такого построения учебных планов. Однако в специальных разделах учебного плана не обнаруживается довольно много уникального специализированного контента, входящего в золотой фонд дзюдо. В частности, не представлена классификация техники дзюдо по разделам КЮ и ДАН, не изучаются традиционные методические подходы к преподаванию дзюдо, отсутствует тема, связанная с международной терминологией. Мы не нашли классификацию специфических средств подготовки дзюдоистов: ката, учи-коми, наге-коми, поединки (рандори) по заданиям (борьба с переменным сопротивлением, какари-гейко, якусоку-гейко) и других. Не обнаружен также ряд других разделов и тем, представленных в современной системе дзюдо. Методика преподавания классического дзюдо, как дидактическая система, также не представлена. Все эти специальные знания и умения тренеры должны потом приобретать самостоятельно.

ФДР и тренерский штаб сборной команды России по дзюдо организовали процесс передачи специализированного контента региональным тренерам. На протяжении нескольких олимпийских циклов функционирует система подготовки и аттестации экспертов по системе КЮ и ДАН. С 2015 года, в целях получения региональными тренерами дополнительного образования и специальных знаний по дзюдо, проводятся модульные семинары «Базовые методики подготовки спортивного резерва в дзюдо». На сегодняшний день проведено 29 семинаров в регионах, в которых участвовали 1964 тренера, посещавших семинары от 1 до 9 раз. Разработан и реализуется 72-часовой курс повышения квалификации «Детский тренер: основы обучения классическому дзюдо».

Следует отметить успешное сотрудничество ФДР и тренерского штаба сборной команды России с несколькими физкультурными вузами. Это Волгоградская академия физической культуры, Смоленская академия физической культуры, Чайковский институт физической культуры, Великолукская академия физической культуры. Во всех этих вузах реализуется 72-часовой курс повышения квалификации «Детский тренер: основы обучения классическому дзюдо». Преподаватели дзюдо из этих вузов регулярно принимают участие в семинарах ФДР и используют методику обучения классическому дзюдо в преподавании вузовского курса по данному предмету. В каждом из этих вузов проекты сотрудничества с ФДР курируются непосредственно ректорами. О сотрудничестве ФДР с каждым из этих вузов можно сказать очень много хороших слов. Там дзюдо любят и профессионально относятся к подготовке тренеров по дзюдо.

Особо следует охарактеризовать многолетнее сотрудничество ФДР с Волгоградской академией физической культуры. После посещения академии генеральным менеджером сборных команд России Э. Гамба, руководство вуза приняло решение об открытии специализации дзюдо. Этим летом в академии проводится первый набор студентов. По взаимной договоренности, в программу курса впервые официально включены разделы и темы проекта «Детский тренер: основы обучения классическому дзюдо».

В заключение хочется сказать, что любой вариант освоения тренерской профессии имеет право на успех. Можно попытаться сразу получить профессиональные знания или сделать это поэтапно. Очень важно стремиться к профессиональному совершенствованию и в учебном заведении, и в процессе дополнительного образования. В этом направлении ФДР и руководство сборной команды России по дзюдо будет продолжать оказывать постоянную поддержку действующим и будущим тренерам, а также продолжать и расширять сотрудничество с высшими учебными заведениями.

В.Д. Тимофеев Руководитель комплексной научной группы сборной команды России по дзюдо, кандидат педагогических наук
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

9 + 14 =